Итак. В начале 2013 года, мы долго думали и размышляли, хотя нет, нихуя подобного. Долго никто не думал, просто всё, как обычно, упиралось в лавэ. Поэтому мысли были до дурева простые — бабки будут, хотя их никогда нет, поедем, — нет — тоже выкрутимся и съездим, посмотреть-таки на заснеженную Грузию. Особенно очковали от Крестового перевала, типа всё так страшно должно быть и непролазно — снега, метели, лавины. Хотя я малость кайфовал от всего этого, как мазахист сука, я ж не виноват, что люблю всяческого рода приключения, а особенно горные. Я адреналиновый наркоман.:)

В общем, верами — правдами и неправдами пришло время отъезда, машину упаковали по полной. Бич пакеты на неделю, на случай если нас засыпет на перевале. Канистра для бензина, тоже на всякий случай может пригодиться, так как бывало, что люди застрявшие в Грузии, были фактически блокированы. В общем, кое-что предусмотреть стоит, но без фанатизма!
Ах да, самое главное и важное, для пересечения Крестового перевала вам потребуются цепи противоскольжения. Их, конечно, можно взять в аренду непосредственно перед самим перевалом. Но я предпочел иметь свои, по деньгам тоже самое, что и брать в аренду, но пригодиться они могут где угодно, не раз выручали меня, когда застревал на машине. Так что если вы являетесь любителем помесить гумно колёсами, то имейте при себе цепи. Я брал одни из самых недорогих цепей, до 3т.р.
Кстати, если у вас полный привод, то можете забить, а если одна ось ведущая, то цепи обязательны!
Из Москвы выехали поздно вечером, или даже ночью. Где то перед Воронежем, тормознулись на перекус. Остатки вскипяченной воды я вылил за борт, а так как на улице был нехилый минус, около -30, то получил феерическое зрелище с испарением кипятка на морозе, которое до сих пор видел тока на ютубе. Перекусили, попили кофею и погнали в путь дальше.

Ездим мы не спеша, стараемся не более 110 км/ч, потому как ездить с большей скоростью смысла нет. Но кто-то считает иначе и летает по трассе как уебан. Но это уже совсем отдельная история. Правила, к сожалению, в нашей стране мы соблюдать не очень то любим, а чем ближе к югу — тем эта закономерность прогрессирует. Ну я бы ещё на правах ездеца выделили курских водителей! Редкостные долбоводятлы, не все конечно, но с курскими номерами на трассе я лично встречал больше всего неадекватов. И, кстати, тот пиздёж, про то что москвичи ездят хуёво — это пиздёж, москвичей уж больно мало, остальные «коренные» масквичи:)

Опять отвлекся на лирику. Воронеж проехали, естественно уже светать начало, не помню, кажись, где-то тормознулись и перекимарили около часика. Чем ближе к ростовской области, тем вроде как и погода становилась привлекательнее. Но радость была не столь долгой. В Ростовской области начался какой-то фиерический пиздец. Я такого драйва ожидал только от Крестового перевала.
Сначала в рацию посыпались предупреждения о скользкой дороге. Затем задул нехилый ветер, который в общем-то всегда гуляет в Ростовской области, так как местность открытая и бля-бла-бла, в общем положение географическое у него такое. Ветер это принес снег, которого там не было всю зиму. Во всяком, случае не такой сильный и не в таких объёмах. Из окна автомобиля всё выглядело сказочно и сука уютно. Чуть позже начались пробки. Ментавры стали перекрывать дороги на спусках и подъёмах пока их не обработает машина с песком, отсюда дополнительное скопление машин и уродов, которые пытались объезжать всех стоящих по обочине. В общем, не хочется опять возвращаться к мудакам на дорогах. Но если те, кто читает это, вы едите и видите перед собой пробку и объезжаете её по обочине или же совершаете обгон по разделительной полосе или ещё что то такое, чему вы находите оправдание в виде «я спешу, мне бы побыстрее и т.п.», знайте, вы — мудак! Именно так о вас отзываются те, кто стоит и ждёт когда общая масса поедет по правилам.
Опять отвлекся.

Местами, где дорога была открыта и можно было ехать, ехали, но приходилось пробивать снежные надувы, которые, как казалось, образовывались моментально! Машину периодически кидало и подкручивало, но ехать с соблюдением дистанции и черепашьей скорости можно было, что мы и делали. Периодически останавливаясь в пробках. Где-то перед печально известным Тарасовским я вышел из машины, на дороге был жуткий гололед, а при порывах ветра на дороге вообще стоять невозможно было. Реально, я катался на дороге в своих лаптях! Как при этом машины ехали и даже тормозили я до сих пор не понимаю.
В одной из пробок я заметил, что наш Пыжуля греется, и остывает только в движении. В Грузии починили. Оказалось, что пока мы пробивали снежные барханы, снег заблокировал вентилятор охлаждения радиатора и наебнулась какая-то релюшка. На французов запчасти в Грузии редкость, но слава электрику, он починил релюшку и мы продолжили путешествие.
Вот с такими приключениями мы ехали до Ростова, по пути провожая сочувствующим взглядом многокилометровые пробки в сторону Москвы.
В Ростове перекусили и снова двинулсиь в путь, понимая что сегодня точно не окажемся в Грузии.

За Ростовом начался дождь, да не просто дождь, а с морозцем, ледяной ливень, вроде так называется :) Ситуацию осложняла культура вождения местных водителей из близлежащих регионов. Уж сори, что так часто приходиться упоминать об этом. Наболело.

После Цукеровой балки погодка стала получше, только дождь и температура около +8, вот это была радость! Суууупер! Даже печку вырубили и окна открыли, кайф, после зимы в минус 30, спустя несколько пробкочасов оказаться в весне! Ощущения супер! Только ради этого можно было ехать в это путешествие.

Где то перед Минеральными Водами заехали по нужде в кустики, там обнаружили очередного бездомыша, кота, который сидел и кричал на ветке. Какие-то пидарасы вывезли кошака и выкинули. Снять его не удалось, но кормежки ему оставили, надеюсь, она ему помогла. Мы очень часто кормим животных, наверное сколько километров наезжаем за год, столько же и кормим бездомыешей. Возможно этот пример окажется заразительным и вы, жаждущие путешествий, будете иметь при себе то, чем можно поделиться с братьями нашими меньшими.

Ближе к ночи, когда совсем стемнело, на кавказ-землю опустился густой туман. Но к тому времени мы уже висели на хвосте у фуры и вели беседу по рации с осетином, который сам родом из Грузии. Ехал он местами 130, иногда 90 км/ч. На Кавказе, кстати, очень многие фураводы ездят значительно быстрее некоторых заезжих легковушек, так что будьте бдительны и уступайте дорогу по возможности, гонщики будут вам благодарны.
Так вот, про туман. Такой туман я видел, наверное, раз в жизни — когда уезжал с Селигера в октябре. Кто бывал на Кавказе, а именно на трассе от Пятигорска до Владика в это время года — тот поймет, о каком тумане идет речь, там это частое явление, так что будьте готовы.
Туман был такой, что если я отпускал впереди идущую фуру метров на 10, то я не видел её во вовсе, лишь еле-еле заметные габаритные огни. Реально было именно так страшно, как я пишу! Дорогу я не понимал вовсе, я её не читал никак. Полагался лишь на впереди идущего грузина!

При въезде в Осетию-Аланию меня, как обычно, тормознули на посту, благо фуравод по рации начал спрашивать что такое и т.п. И на посту как-то замешкались, я сказал что еду с ним, а они-то видели что он местный, долго рассматривали содержимое автомобиля через открытое окно, в итоге на мой вопрос — «Вам что-то от меня надо?», пожелали доброго пути и даже не взяли денег за проезд! Снова газ по полной, снова глаза на капоте и смотрят в задницу фуре и вот мы уже во Владикавказе.
Во Владикавказе сколько раз бываем — столько раз и петляем, не то чтобы очень много, но ещё пока ни разу мы не доехали прямиком на таможню. Зато в этот раз мы нашли заправку Газпрома прям на выезде из города. Это последняя заправка перед таможней, на которой мы залили полный бак и канистру бензина, на случай если застрянем в горах.

На таможне мы были около 3 ночи, в ущелье была замечательная погода, дул теплый ветер и температура ночью была около +12 — +15 градусов, вот это зима! Таможня Верхний Ларс зимой работает только в светлое время суток, и нередко вообще закрыта из-за снегопадов в горах.
Пришлось принимать на грудь остатки прошлогодней чачи, перекуривать и ложиться спать. Поутру началось небольшое движение, начали пропускать с рассветом. Естественно, были и одарённые личности, которые лезли без очереди. Кто был на этой таможне, тот знает, какая там культурная очередь. А уж что творилось там летом, а точнее в сентябре, я расскажу об этом в другом жопасе.

Таможню прошли быстро, а тем более нас узнал погранец, который пропускал нас пол года назад, летом. Грузинскую тоже прошли достаточно быстро, но теперь, по сравнению с летом, начали досматривать машины. Попался какой-то мудак когда шёл обменивать деньги (кстати на Грузинской границе есть банк, где можно поменять рубли на лари, курс хороший), так вот — этот мудак устроил такой допрос, что чуть ли не спрашивал какого цвета у меня трусы. В общем, как-то было непонятно мне такое внимание к моей персоне. Но хуй с ними. Мы ведь отдыхать едем, у нас положительный настрой.

Дорога от таможни до крестового перевала почти вся без снега, снег появляется ближе к перевалу, перед началом его стоит полицейский участок, который ведёт контроль проезжаемых автомашин на наличие цепей. Если что не так, выбегают из своего скворечника и машут руками. Типа ахтунг, туда ехать низя!
При подъезде на дорогу выбегают предприимчивые грузины или осетины и так же машут истерично руками и тыкают на твои колёса. Можно подумать, что происходит что-то страшное. Главное — не растеряться и проехать чуть подальше и там уже спокойно одеть свои цепи, что мы собственно и сделали. Даже при наличии своих цепей вам предложат помощь — одеть ваши цепи. Но я посылал предприимчивых нахуй.

Преодоление Крестового перевала зимой.
Бояться ничего не надо, нужно быть полным мудаком чтоб встрять там в какую-то передрягу или же свалиться оттуда в пропасть. Стоит смотреть далеко вперёд и приглядывать широкие места, для того чтобы разминуться со встречным лихачом или, если вам не повезло, с фурой. Нам по пути фуры встречались несколько раз, но благо, мы их засекали заранее и оттормаживались на широких местах для разъезда. В общем, перевал дался нам легко, не то что дорога под Ростовом. Перед Гудаури будет стоянка, где все снимают цепи.

Дальше взору открывается вид на горнолыжный курорт Гудаури, это конечно если вам повезёт с погодой. И до самого Тбилиси идёт асфальт, который иногда посыпают песком и чистят, в общем следят. Но чуть ниже Гудаури, дорога местами голый лед! Так что особо не расслабляйтесь, будьте внимательны! Там часто случается перепад температур в следствие чего образуется гололёд.

Долетели мы до Тбилиси, там и осели, на несколько дней. Погода нас очаровала. Это что-то необыкновенное, после зимы сразу же очутиться в настоящей весне! В общем, мы полировали эту радость вином и упивались погодой. К примеру, с утра я без особых проблем выходил на балкон в труселях и дышал свежим весенним воздухом.

В какой-то из дней все же мы собрались и вырвались в Гудаури для каталки, нашли там жильё в самом большом корпусе Гудаури, откуда можно на лыжах спуститься к первой очереди.
Жильё в Гудаури очень дорогое весь сезон, ну в общем не знаю как для кого, но для меня 80 баксов за прокуренную грязную комнату как-то многовато. Я не сетую на грязь и на «спортивный» аромат, преобладающий в комнате, но если всё это сложить, мне кажется дорого. Но это моё личное мнение, ведь бытует мнение что горнолыжный спорт — недешёвый.
Пока поднимались на канатке, зацепился языком с каким-то казахом, типа где живете и т.п. Говорю, что поселились в хате за 80 баксов, а он типа дай телефончик может на следующий год позвоню им. На мой вопрос где живет он, он небрежно ответил что живет в каком-то там пул отеле, по 200 евро за номер. Ну типа хуй с тобой, живешь так живи. Потом он рассказал, что у них тут какой-то симпозиум и контора платит:).
В общем, плюнув на условия, мы двинулись на гору. Погода, надо сказать, радовала — солнце и лёгкий морозец. Скипасы для катания в Гудаури оказались приятно дешёвыми, не в пример гордым, но маленьким Хибинам, которые мы любим часто посещать. Оснащение отличное — кресла на 4 задницы и есть даже кабинка, но до неё я так и не добрался.
Трассы мне, честно говоря, не очень понравились. Может из-за того, что снег был весь укатан и съеден солнцем, может от того, что жопашники нарыли там ям. А может просто у меня не было настроения, а может звезды так сошлись. В общем, снегом я остался недоволен. Но сколько я слышал отзывов, если застать свежий снег, то каталка получается отменная. Мне, к сожалению, за всё время пребывания так и не удалось покатать с удовольствием.

20130130_165125

Кстати, когда набегает туча, то трассы совсем не видно, а расставленные рыжие палочки для ориентира как-то теряются в густом тумане, так что будьте внимательны!
Я не хочу чтоб кто-то принимал всерьёз мой отзыв о катании в Гудаури, я там был всего несколько раз и не могу составить чёткого мнения о катании.

На горе познакомился с инструктором, он обучал какую-то хохлушку катанию на лыжах. Но она больше полюбляла пивандрий и тусовки, как он мне поведал. Потом в разговоре мы нашли общих знакомых, здесь — на горе в Грузии мы нашли общего знакомого там в Хибинах!
Приятно пообщались, нашли новых квартиросъёмщиков для хозяйки квартиры, так как мы решили свалить обратно в Тбилиси и потратить деньги, выделенные на проживание, на бензин. Так выходило дешевле, ездить каждый день из Тбилиси до Гудаури, пусть на это и уходило 1,5 часа.
Подъёмники в Гудаури работают с 10 до 17, во всяком случае так было в феврале.
После этого в Гудаури мы побывали ещё один или пару раз, а остальное время отдали Весне, которая царила в Грузии. Мне, конечно же, обидно что каталки не получилось, но как-то так сложилось, что получилось именно так как получилось. Я не жалею.

После Тбилиси мы поехали в Озургетти, навестить родственников. Там тоже царила весна и даже цвели розы, а аджары сажали картошку!
Имея много свободного времени, ездили в Батуми, по пути наблюдая горы мандарин, которые просто гнили в садах.
Прогулки по февральскому Батуми были восхитительными, настолько, что я рискнул искупаться в море. Сделал аж два захода, но потом кое-что зазвенело и я грелся на февральском солнце, которое давало около 28 градусов тепла.

Вот примерно так мы и проводили свои январско-февральские каникулы.

В Тбилиси мы, как обычно, побывали в серных банях, и много-много гуляли, кушали и спали. В общем наш активный отдых превратился в неактивный, но очень приятный.

20130129_192939

Дорога назад была без каких-либо приключений. Мацква встретила слякотью, как следствие — сыростью и как следствие — мурашами.

Съездить зимой в Грузию стоит, пусть даже вы не катаетесь, там будет чем заняться!

pano125

pano126

pano127

  • Влад

    Спасибо за отчёт.))
    Не совсем понял фразу «Кстати, если у вас полный привод, то можете забить, а если одна ось ведущая, то цепи обязательны!»
    То есть если у меня полный привод грузинская дорожная полиция не будет требовать цепей? Или это пожелание общего плана?
    Если всё же второй вариант, то сколько колёс требуется «обуть» цепями, два или четыре? И сколько стоит аренда цепей, если знаете?

  • Александр

    Нас пугают, отговаривают, а билеты через Владикавказ уже оплачены…так что эта статья воодушевляет.

  • Давид

    Один вопрос:
    Обратно на границе пробка была?

  • Ксюша

    Ну подскажи пожалуйста, музыкалочка в сопровождение на видео — КТО?

  • Vilka

    Поездка была такая, что одним словом можно описать как релакс… Очень хорошая поездка, неторопливая… Тбилиси в январе — прекрасен, Батуми — уютен, Гудаури — весел… Мне очень понравилось! И катуха (ну уж какая была))), и прогулки по городу, и волшебный красный борщ в исполнении Нино!!! Было очень душевно и здорово!

Leave a Reply to Vilka
Cancel Reply